Виталик/Vitalik

Исполнилось пять лет как трагически погиб Виталий Савилов. Он был убит в подъезде рядом со своей московской квартирой 9 марта 2005 года. Это был блестящий японист, журналист, писатель, успешный бизнесмен.

Его родственники и бизнес-партнеры переиздали книгу, которую он написал в 1996 году. Книга называется “О японской женщине с любовью”. Та первая книга была издана в скромном переплете, на желтоватой бумаге. Новое издание – увесистое, в твердой обложке, напечатано на мелованной бумаге, настоящее подарочное издание, которое приятно держать в руках. Фотографии там мои. Ниже небольшой текст, посвященный Виталику.

С Виталиком связано много ярких воспоминаний. Мы познакомились в Токио около 93 года через общих друзей. Я только сменил работу и переехал из тихих окрестностей в самое сердце города, на Камийачо, по соседству с бурлящим Роппонги, главной тусовкой иностранцев в Токио. Виталик тогда работал в Митцубиси Соджи, крупнейшем торговом доме, одной из самых престижных компаний Японии.


Я – в крупной американской брокерской фирме. Отсутствие материальных проблем и семейных обязательств, интерес к жизни, к женщинам и желание приключений объединяло нас. Кроме того, в Токио тогда было не так уж много российских профессионалов, постоянно живущих там и не связанных с посольством. Все так или иначе знали друг друга. Два холостяка, оказавшихся в главной столице загадочного Востока, оторвавшихся от родительского присмотра и не скованных никакими обязательствами. У нас было много общего.
В отличие от меня Виталик прекрасно владел японским и гораздо лучше ориентировался в жизни мегаполиса. У него были феноменальные знакомства в Токио. Однажды в ресторане на крыше офисного центра в Синдзюку мы встречались с главарем одного из кланов якудзы, местной мафии. Энергичный мускулистый мужчина лет 60 рассказывал как он зарабатывает деньги. Виталик задавал вопросы, записывал, я фотографировал.
Виталик бурлил энергией и генерировал идеи. У него было в голове множество издательских планов, над которыми он либо работал, либо размышлял. Я в то время жил фотографией и не расставался с моими камерами. Япония – это фантастический объект для фотографии и сколько я там потом не жил, я не уставал удивляться и фотографировать, фотографировать и удивляться. Собственно мы сошлись на почве совместных проектов, ему нужен был фотограф для книг и статей. Мы довольно часто встречались, выходили в ночной Токио. Как-то в народном японском трактире «Тенгу» родилась идея создания путеводителя по Токио. Он начал над ним работать, быстро написал несколько глав.
Когда мы готовили путеводитель, один из разделов предполагался про ночную жизнь в Токио. Помню в пятницу вечером мы встретились в Кабуки-чо, традиционном квартале ночных развлечений и провели там до утра. Он с блокнотом, я с фотоаппаратом. Где мы только не побывали. От довольно жесткого ролевого стриптиза, где японские саларимены в костюмах и галстуках в тесном зальчике наблюдают за раздевающимися на подиуме медсестрами, до роскошного и великолепно поставленного трансвести-шоу, фактически балета, где действующими лицами являются полумужчины-полуженщины с ангельскими лицами. Виталий интервьюировал менеджеров заведений, я фотографировал.
Загадка японских женщин волновала его особенно. Это было главным предметом наших разговоров. На момент нашего знакомства у него была постоянная японская подруга, но это не мешало мимолетным связям. Он изучал предмет с неутомимостью естествоиспытателя и фанатизмом первопроходца. Его поражали контрасты между женственностью и жесткостью, покорностью и желанием властвовать в отношениях, глубиной и поверхностностью. Как настоящий исследователь он сочетал теоретические изыскания с полевой практикой.
Однако Виталика интересовали не только женщины, но и современная японская культура в целом. Он умел общаться с людьми и очаровывал своим искренним интересом к предмету, широким кругозором. Хотя он и не работал на конкретное издание, фактически он был независимым журналистом-исследователем, который сам ставил себе задачи, и сам их решал. Несколько раз он брал меня с собой на задания. Из таких мероприятий родились самые интересные фотографии, которые без Виталика никогда бы не появились на свет.
Виталик, безусловно был одной из самых ярких личностей в Токио. Он первый вернулся в Россию, создал свой бизнес. Остальной народ из нашего круга в основном разбрелся по свету. Кто в Канаду, кто в Англию, кто в Штаты. Последний раз мы случайно столкнулись на Роппонги году в 2002. Он привез делегацию российских бизнесменов в Токио и горел своим бизнесом. Помню слова «Когда я заработал свой первый миллион ..».
Он был непростым человеком, мог задеть и обидеть очень легко. Несколько раз мы ссорились, потом мирились. Сейчас я вспоминаю время, проведенное в его компании с радостью, вспоминаю обаяние Виталика, его хитроватую улыбку. Виталик был увлекающимся талантливым человеком, харизматической личностью. С ним всегда было интересно. Он щедро делился своими открытиями, он помог мне открыть японскую культуру, понять и полюбить Японию. Я благодарен ему за это.

This entry was posted in Family & Friends, Life in Japan. Bookmark the permalink.

One Response to Виталик/Vitalik

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*